Кайдзен: философия на рабочем месте
Японцы – как маленькие солдаты: слишком хорошо управляемы и отлично мобилизованы. Так исторически сложилось, что они с рождения могут слаженно работать в команде, потому как география воспитывала эту нацию веками. Полторы тысячи землетрясений в год – обычное дело. Ежедневно где-нибудь на разных концах страны падают со столов документы и ручки. За землетрясениями следуют цунами, а еще из катаклизмов – тайфуны с Тихого океана. Как тут не научиться командному духу и мгновенному реагированию в условиях любого форс-мажора?
А еще японцы крайне усердны и прилежны: приходят на работу на час раньше, берут сверхурочные, отдыхают не более пяти дней в году, и то, если повезет. Совещание в 11 вечера никого не удивляет, а в конце рабочего дня, скорее всего, придется погрузиться в неформальное общение с коллегами – номикай – корпоратив в нашем понятии.
Номикай (яп. «номи» 飲み – пить и «кай» 会 встреча) – пить вместе.
И тут возникает мысль: а стоит ли вообще ехать через весь город домой, чтобы переночевать? На самом деле, у них все продумано и уже создано для комфортного существования в рабочем «муравейнике». Рядом с их офисами построены недорогие мини-отели, а самым главным достижением XX века своей страны японцы считают лапшу быстрого приготовления. Но есть и минусы. Это нация трудоголиков, где смерть на рабочем месте (кароси) никого не удивляет и бьет все рекорды: до 10 тысяч человек в год! Стоит отметить, что умирают они от переработок в белых рубашках, расположившись в удобном офисе, а не в процессе тяжелейшего труда шахтеров.
Кароси (яп. 過労死 – смерть от переработки) — профессиональная внезапная смерть.
Но при этом, если на Западе уснуть от переутомления считается неприемлемым, то в японской бизнес-культуре позволительно (и даже почетно) перейти в режим «инемури» – дремания на рабочем месте. Многие сотрудники специально дремлют, чтобы показать своим боссам, как они много работают.
Инемури (яп. 居眠り) – в переводе означает находиться на месте и спать.
В Японии каждый знает свое место в производственном процессе: проявить себя, сделать что-либо за другого для ускорения процесса будет чревато выговором всем коллегам, имеющим связь по иерархической лестнице с «преступником». Любое демонстрирование ума и превосходства отсекается с детства. Это армия послушных солдат.
Но всегда ли эффективен подобный труд? Японцы могут растягивать удовольствие, просиживая часами над самой несложной работой, но им все равно будет казаться, что все сделано недостаточно тщательно. Платят им за отработанные часы, а сроки некоторых заданий по сложности преувеличены, но, несмотря на это, они скрупулезно погружаются в процесс и чуть ли не под микроскопом изучают каждое поручение.
Нам многое непонятно в их культуре, они больше похожи на роботов, нежели на людей, но есть и позитивные моменты, которым просто необходимо научиться работникам других стран для идеального ведения дел. Для японцев работа – культ, они не скачут с места на место, и даже если оно не устраивает по всем параметрам, стоит ли расстраиваться, когда его можно превратить в идеальное. В японскую бизнес-культуру плотно вошел такой феномен, как кайдзен – непрерывный процесс совершенствования.
Кайдзен (яп. 改善 ) – один из подходов к улучшению работы организации.
Кайдзен – это система совершенствования на предприятии и она должна происходить непрерывно. Более 60-ти лет назад данная практика начала применяться фирмой Toyota и она добилась невероятных успехов: компания вышла на лидирующие позиции в автомобильной отрасли, и с ней очень сложно соперничать конкурентам. Считается, что секрет успеха компании – в бережливом производстве (от англ. lean production, lean manufacturing — «тощее производство»). Она подразумевает постоянную борьбу за качество.
«Всё, что может быть улучшено, должно быть улучшено. Улучшено же может быть практически всё» — гласит слоган компании, который принадлежит Сакичи Тойода, считавшему, что успех любой компании только на 5% зависит от таланта людей и на 95% — от их усердия. Бережливое производство – это часть системы кайдзен.
Так что же в себя включает непрерывный процесс совершенствования? Это постоянное улучшение всех процессов в целом и по отдельности. Глобально мыслить и внедрять нововведения слишком затратно, в то время как кайдзен – почти незаметный и бесплатный процесс. Масштабные изменения требуют вложений в виде новых технологий. Но нужны ли они? Может быть, сначала воспользоваться существующим потенциалом, внедряя кайдзен?
Элементы кайдзен:
Командная работа. Все сотрудники должны работать слаженно и вместе, обучая друг друга и помогая.
- Персональная дисциплина. Следить за собой необходимо во всем. Это касается и качества работы, и скорости исполнения, и эффективности труда, и соблюдения регламентов и требований.
- Мотивация. Вне зависимости от успеха или провала компании, команда работников должна поощряться. Хорошие условия труда, грамотная система мотивации вкупе с благоприятной атмосферой создают идеальное пространство.
- Группы по контролю качества. Это один из принципиальных элементов системы кайдзен. Вне зависимости от уровня дохода и ранга, люди должны собираться в кружки для обмена идеями, навыками и технологиями. Обмен информацией позволяет оценить собственную эффективность в сравнении с работой других сотрудников.
- Инициативы. Сотрудники любого ранга должны иметь возможность свободно высказываться. Предложения могут быть любыми, даже абсурдными, но рассмотрены должны быть все в любом случае.
Мы привыкли мыслить более кардинально: всё и сразу, здесь и сейчас! Внедрение системы кайдзен в наш менеджмент научило бы избегать высоких издержек на производстве, соответствовать мировым стандартам и позволило бы достичь большей конкурентоспособности на отечественном и мировом рынках. Также система кайдзен способна научить детальному и методичному совершенствованию своей личности.
Мы часто повторяем, что «бес кроется в деталях», в то время как этими деталями никто не занимается, а ведь великое – суть превосходства малых элементов. Применение системы кайдзен подойдет для компании любой величины и сферы, ведь самое главное в этой философии – научиться воспринимать ценность своего труда, относиться к любому поступку и делу, каким бы незначительным оно ни было, с должным вниманием и усердием.